Спасибо врачам!

12 сентября Историко-этнографический театр сыграл спектакль «Комедия о Фроле Скобееве» для работников здравоохранения Бабушкинского и Лосиноостровского районов города Москвы.

Перед началом спектакля к зрителям обратился депутат Московской городской думы, директор Парка культуры и отдыха «Бабушкинский» Игорь Бускин:

«Медицина – не просто работа, это по-настоящему служение. Это особенно ясно увидели во время борьбы с пандемией короновируса. Хочу выразить глубочайшую признательность всем медицинским работникам поликлиник, больниц, станций скорой помощи – всем, кто находился, как говорится, на передовой»

Глава Управы Лосиноостровского района города Москвы Роберто Леонов в своем выступлении отметил: «То, насколько ценен ваш труд, сейчас понятно, как никогда. Уже полгода медработники ведут борьбу со смертельно опасным вирусом, ежедневно рискуя своей жизнью, ради благополучия других»

В письменном обращении глава Управы Бабушкинского района Сергей Аганеев обратился к зрителям в зале: «Дорогие врачи и медсестры, вы самоотверженно бережете и спасаете наши жизни. Ваша профессия достойна безграничного уважения и бескрайней благодарности! ваша отвага и благородство восхищают!»

Спектакль «Комедия о Фроле Скобееве» стал благодарным приношением тем, кто каждый день, рискуя собственным здоровьем, спасает жизни других людей. Каждый, кто выходит на сцену, кто работает за кулисами театра, испытывает глубокое уважение и восхищение героями в белых халатах. Эти чувства вдохновляли актеров, и придали спектаклю особый настрой.

Директор Этнотеатра, идейный вдохновитель события, Елена Кузьмакова в своей приветственной речи заметила: «Если прошлый год был годом театра в России, то нынешний можно смело назвать годом медицинского работника в мировом масштабе. Мое глубокое убеждение, что наши миссии схожи. Вы служите физическому здоровью нации, мы – духовному. И сегодня для вашего хорошего настроения и бодрости духа мы играем этот спектакль»

.

С Днём Рождения!

Коллектив Московского историко-этнографического театра поздравляет с замечательным юбилеем – 60-летием со дня рождения - актера Сергея Васильева!

Дорогой Сергей Анатольевич, более двадцати лет служения актерской профессии в стенах нашего театра восхищают и вызывают огромное уважение к Вашей личности и Вашему вдохновенному труду.

Вы настоящий мастер сценического искусства, обладаете неповторимой индивидуальностью, показываете в творчестве высокий профессионализм в сочетании с полной душевной и физической отдачей. Театр стал для Вас настоящей семьёй, и это приносит Вам счастье и удовлетворение. Вы играете во всех спектаклях репертуара, зрители всегда принимают Вас благодарными, восторженными аплодисментами.

Лукаш в «Любовной феерии», Чаадаев в «Ученике Лицея», Адольф в «Ярмарке начала века», главные герои и солисты во всех музыкальных спектаклях, царевичи и богатыри в многочисленных народных сказках – это Сергей Васильев!

⠀ От всей души желаем Вам, Сергей Анатольевич, смелых творческих мечтаний и их осуществления, счастья, здоровья, семейного благополучия!

Памяти друга, наставника

20 сентября ушел из жизни один из самых известных фольклористов России. Вячеслав Михайлович Щуров более 60 лет увлеченно изучал и собирал народные традиции, бережно и увлекательно делился знаниями с многочисленными учениками и энтузиастами.

Вячеслав Михайлович один из идейных вдохновителей создания Историко-этнографического театра. Именно он в 1981 году увлек первокурсников Театрального училища им. М.С. Щепкина народным творчеством, привил любовь к фольклору, а позднее поддержал Михаила Мизюкова и его соратников при создании нашего театра.

Верный друг, учитель, наставник, бессменный консультант по фольклору, он сам иногда выходил на сцену со своими учениками, потрясающе пел, с энтузиазмом ездил с коллективом на гастроли.

Михаил Мизюков, художественный руководитель: - Изумительный человек, идейный. Он был жадным до знаний, продолжал ездить в фольклорные экспедиции до последнего времени. Кропотливо собирал фольклор и невероятно щедро делился своими находками. Легко откликался на любые затеи. Театр был одной из площадок его фольклорных концертов, по его приглашению приезжали и выступали у нас аутентичные коллективы почти со всей России. Мы с радостью провели два юбилея Вячеслава Михайловича в театре. Для многих артистов он стал не просто наставником, но и другом. «Профессор Слава». Это огромная утрата для науки, народного искусства, для людей, которые имели счастье работать и творить с ним.

Коллектив Историко-этнографического театра выражает глубокие соболезнования родным и близким Вячеслава Михайловича.

Справка:
Вячеслав Михайлович Щуров – выпускник Московской консерватории (дирижерско-хоровой факультет). Ученик А.С. Степанова, К.Б. Птицы. В аспирантуре совершенствовался под руководством А.В. Рудневой. Собиратель фольклора, разрабатывал новые методики преподавания народного музыкального творчества, организовал мужское вокальное трио (В. Щуров, Ю. Паисов, А. Дунаев), исполнявшее новые записи южнорусских песен в подлинных партитурах, без композиторской обработки.
Большинство мастеров народного пения и инструментального музицирования, выступавших в Москве он открыл в музыкально-этнографических экспедициях Московской консерватории. В.М. Щуров был председателем Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР, организовывал научные собрания, конференции, под его руководством коллектив фольклористов-музыковедов разрабатывал принципы изучения жанров народного музыкального творчества и издания музыкального фольклора по жанровому принципу, проводил музыкально–этнографические концерты в Москве. Преподавал народное музыкальное творчество и иные народоведческие дисциплины, народный вокал в Московской консерватории, Государственном музыкальном педагогическом институте им. Гнесиных, в Высшем театральном училище им. М.С.Щепкина, в Московском государственном институте культуры.

Вячеслав Михайлович Щуров:
– Без чего не может жить народная песня? Без души. Люди не поют, если за душой ничего нет. Человек пуст. Что касается народного пения, то жалок человек, не знающий чувства Родины. Здесь речь идёт не только о русском. Татарин должен любить татарскую песню, якут – якутскую, тувинец – тувинскую, мордвин – мордовскую. И человек любой национальности – народную, к какому этносу она бы не принадлежала. Непонимание народной культуры – большая беда… (Цитата из интервью журналу «Театрал» 09 сентября 2017 г.)

С днем рождения, Москва!

Дружный коллектив Историко-этнографического театра поздравляет любимый город с очередным днем рождения!

Сколько песен, сколько стихов о Москве сложено! Она знавала разные времена, но каждый раз, словно прекрасная птица Феникс, наша столица восстает и расцветает.

Желаем в этот день любимому городу процветания, культурного и духовного роста. Пусть Москва всегда остается неизменной музой и продолжает вдохновлять!

Видео: фрагмент из спектакля «Как француз Москву брал»

Онлайн-опрос интернет-портала «Культура. Гранты России»

Этнотеатр предлагает зрителям поучаствовать в опросе портала «Культура. Гранты России» для определения эффективности проекта, который занимается грантами в культурной сфере и информационной поддержкой благотворительных, образовательных и творческих институций.

Поучаствовать в голосовании можно по ссылке

Благодарим за участие!

Дорогие драматурги!

Историко-этнографический театр объявил драматургический конкурс

В рамках фестиваля «Новый этнотеатр» Московский историко-этнографический театр объявил конкурс современных пьес на исторические, народные, фольклорные и этнические темы.

Куратором конкурса стал писатель, поэт и драматург Дмитрий Данилов, чьи пьесы «Человек из Подольска», «Свидетельские показания», «Серёжа очень тупой» и «Что вы делали вчера вечером?» активно ставятся в театрах по всей России. Кроме того, Дмитрий Данилов — обладатель премии «Золотая маска» в номинации «Работа драматурга» и лауреат Премии Андрея Белого в номинации «Проза».

В завершение конкурса, 11 июня 2020 года, Дмитрий Данилов выберет три лучшие драматургические работы, читки которых пройдут в Историко-этнографическом театре в середине июня. В то же время будет объявлена пьеса-победительница, которую театр планирует поставить в новом сезоне.

Присылать работы можно по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Московский историко-этнографический театр, ул. Рудневой, 3.

Круглый стол "Современный театр и национальные традиции" состоялся 8 ноября 2019 года в рамках научной программы IV Международного фестиваля театров фольклора «Русский остров»

Круглый стол "Современный театр и национальные традиции" состоялся 8 ноября 2019 года в рамках научной программы IV Международного фестиваля театров фольклора «Русский остров».

«Русский остров» — это международный театральный этнографический центр культуры народов мира, который собирает и объединяет театральные коллективы  разных стран, вбирает в себя все многообразие фольклорного наследия народов мира. Его главная цель – познакомить широкую зрительскую аудиторию с подлинными образцами этнографии и представить театры разных стран, изучающие фольклор на драматической сцене. История фестиваля берет своё начало в 2005 году. За годы проведения фестиваля на «Русском Острове» были представлены фольклорные  спектакли  Греции,  Армении, Молдовы,  Украины, России.

В 2019 году — в Год театра при поддержке столичного Департамента культуры фестиваль прошел с 6 по 10 ноября в Московском государственном историко-этнографическом театре. Были представлены спектакли коллективов из Мордовии, Калмыкии, Хакасии, Северной Осетии – Алании и Черноземья.

Фольклор народов России невероятно многолик и к этому наследию надо относиться бережно.

Проблемы современного театра и способы сохранения национальных традиций обсуждали члены жюри, критики и театроведы, актеры, режиссеры и руководители театров — участники IV Международного фестиваля театров фольклора "Русский остров", который проходил с 6 по 10 ноября 2019 г. на сцене Московского государственного историко-этнографического театра.

Круглый стол был посвящен вопросам и проблемам развития современного театра фольклора.

Профессор Галина Яковлевна Сысоева, режиссер спектакля "Пролетели все наши года", зав.кафедрой этномузыкологии Воронежского государственного института искусств, заслуженный деятель искусств России.

— Фестиваль проходит один раз в два, а то и больше лет. За это время накапливается огромное количество вопросов, которые хотелось бы обсудить с коллегами. Учитывая, что и проблемы у нас у всех примерно одинаковые, и цели схожие, такие заочные встречи станут хорошим подспорьем. Нужно создать виртуальную площадку «Русского Острова» которая позволит всем участникам фестиваля, а это уже более двадцати коллективов, общаться в перерывах между конкурсами. Нам есть о чем поговорить, мы можем оперативно помогать друг другу советом и делом. Это должно перерастать в государственную программу. Свершилась консолидация фольклорных театров.

— В театральном мире, как мне кажется, наметилась такая тенденция - большой уклон в сторону сценических эффектов и уход от содержания, нравственности, того, что собственно мы ищем в театре. Посмотрите, как переделываются старые классические постановки. В них же не ищется новый смысл содержания, а лишь оболочка, новые подтексты. Все это так грустно. Фестиваль и историко-этнографический театр - это противостояние этим новым тенденциям, которые нацелены на внешнее, но не на внутреннее. Театр заигрался в эффекты. 

— Может быть из-за того что так много этих экспериментальных групп очень страдает мастерство. И как правило очень многим актерам как зритель уже не веришь. Это тоже большая беда сегодняшнего театра — в увлеченности эффектами в ущерб содержанию.

— Национальная тема — только пласт вот этих тем, настолько слой тоненький, что его и не разглядеть. А как же мы хотим себя осознавать русским, украинцами, белорусами и тд, если мы не будем воспитывать в себе эту этническую идентичность. И об этом не мы должны думать, а государство, которое должно как-то участвовать в этом. Как вести диалог с государством, с чиновниками, которые нами управляют, признаться, я не знаю.

Мизюков Михаил Александрович, художественный руководитель Государственного историко-этнографического театра, президент Международного фестиваля театров фольклора "Русский остров".

— Очень мало театров, которые имеют интерес к своему фольклору, народному искусству, национальным традициям. Скорее, мы находим спектакли на национальной материале с музыкальным рядом, которые идут в академических театрах. Но это большая редкость. Жизнь меняет всех нас и театры тоже, они вынуждены выживать, согласен, что должна быть государственная поддержка.

— Фольклорный спектакль не собирает стадионы, он требует другой эстетики, но с театра требуют и посещаемость, и количество сыгранных спектаклей в год. Как в современных условиях жить-выживать, чтобы зрителя привлекать? Большинство наших зрителей в другом русле находятся. Есть ли перспектива у театров, замешанных на национальной культуре? Что для этого нужно делать?

Галина Сысоева:

— Должно быть какое-то сообщество, структура фольклорных театров, как движение, как направление в театральном искусстве. Должно пройти какое-то время, чтобы это выросло в общественную силу.

Альберт Хадаев, режиссер Государственного Дигорского Драматического театра (г. Владикавказ, Северная Осетия- Алания)

Фольклор — это история. Молодежи это надо, это им интересно. Например, наш спектакль ("Бата и его сыновья"), к нему и песни нужны исторические, и костюмы. Но все упирается в деньги. Потому что чтобы национальную песню записать, надо кого-то просить, заказывать. Зачем нужно министерство? Неужели, чтобы в кабинетах сидеть? Хотя бы один спектакль в год профинансировать можно? Хотя бы одну поездку? Спортсменам за победу дают машину, землю, деньги. Это хорошо. Но неужели театру нельзя помочь? Неужели только спорт надо поддерживать?

— Вы говорите, что нет глубины, не хочется ходить в театр. Я считаю, что режиссуры нет. Что такое режиссура? Это необходимость донести до актера суть, поставить задачи. Актер должен знать, почему он эти слова произносит, почему здесь стоит, а здесь поворачивается. Если актер не понимает, что он делает, как это может быть интересно зрителю. Сейчас театр это просто шоу.

— Мы перестали воспринимать театральную критику. Нет театральной критики. Нет театральных критиков. Это печально. Надо говорить что хорошо, а что плохо. Мои педагоги говорили, что если зритель вышел из зала и ни о чем не задумался, этот спектакль зря поставлен.

Михаил Мизюков:

— Вектор современного театра очень далек от национальных традиций. В экспертные советы входят критики определённых взглядов, эстетических, мировоззренческих. Театральные люди, от мнения которых многое зависит, говорят, что народное неинтересно, эти "лапти" неинтересны. Но я уверен, что в каждом городе есть театральные силы, которым это нужно. Поэтому нам надо объединяться и поддерживать друг друга.

Галина Сысоева:

— Нужно идти в ногу со временем и можно организовать интернет-фестиваль, где каждый будет выходить в эфир и вещать. Например, наш местный фестиваль в интернете в прошлом году посмотрели 32 тысячи зрителей, в этом году за первые три дня 9 тысяч, а сейчас уже около 20 тысяч и продолжают смотреть. Фестиваль очный не каждый год собирается, а в интернете мы можем встречаться чаще. Можно делать видео-конференции. Давайте двигаться вперед.

Виктор Владимирович Бакке, председатель жюри. Доктор искусств Международной Академии наук Сан-Марино, Действительный член (академик) Международной Славянской академии, профессор кафедры Русского народно-певческого-искусства Московского государственного института культуры, почетный член Всероссийского Музыкального Общества, художественный руководитель ансамбля "Златоцвет", заслуженный работник культуры РФ.

Есть ли критерии театров фольклора? Есть ли какие-то рекомендации, разработки, дискуссионные площадки, где рассматриваются вопросы развития театрального искусства и фольклорных театров, поскольку фольклорный театр это новый вид искусства. Театральные критики, которые профессионально могут разбирать спектакли фольклорные. Ведь этого ничего нет. Даже учебников и единого понимания нет.

— Здесь и наша недоработка. Если бы каждый, кто этим занимается, мог бы высказать свою точку зрения, чтобы мы могли иметь представление о всех направлениях. Фольклор это синкретический вид искусства, в быту существующий, где все объединено вместе - и лицедейство, и бытование, легенды, традиции и народный театр. В быту у народов это существует в естественной бытовой форме. Никто из участвующих в этом процессе в бытовой форме не считает себя великолепным танцором, певцом или инструменталистом. Отсюда та естественность и простота.

— Если мы отрываем фольклор от бытового его предназначения, от этой отдельности, семейственности, стихийности, мы отрываем его от условий, в которых он существует. Когда мы выносим его на сцену, мы еще больше отходим от этого, мы нарушаем бытовую традицию. И значит, начинают действовать совсем другие законы - законы сцены. И начинаются вопросы профессиональной ориентации, профессионального действа. Спектакль - это одно, народное действо это другое.

— Что касается музыкального сопровождения. Песня сама по себе, народная я имею ввиду, это уже мини-спектакль. С сюжетом и развитием действа.

— По поводу информативности. Использовать интернет конечно надо, но нужен модератор, который будет этим заниматься.

Ирина Васильевна Чустугешева, директор Хакасского театра драмы и этнической музыки "ЧИТiГЕН".

— У нас как раз театр драмы и этнической музыки, поэтому у нас задача в первую очередь сохранить свой национальный хакасский язык, эпос, культуру, нашу самобытность, наши обычаи и традиции ради нашего будущего. Я думаю, что такой фестиваль просто необходим еще и потому, что не только наш, но и русский язык, к великому сожалению, под угрозой. Выросло новое поколение, у наших детей и внуков русский язык перемешан с английским. Культуру надо сохранять - без культуры нет нации. 

— Задача каждого театра воспитывать социально ответственного гражданина. У нас много спектаклей для детей и они очень востребованы. Мы постоянно ездим по регионам, наш театр уже узнаваем. Он создавался как экспериментальный для выезда и общения со зрителем из глубинки, которые не могут выехать в город в театр.

Ирина Анатольевна Савельева, музыковед-фольклорист (этномузыколог), младший научный сотрудник кабинета народной музыки Московской консерватории (ныне Научный центр народной музыки им. К. В. Квитки).

Очень легко перейти тонкую грань, за которой стоит формализация процесса. Я согласна с мнением, что народная песня это уже спектакль. Да в народном творчестве любая ситуация уже спектакль! В народном доигровом театре там любой хоровод спектакль. Мы такие многоликие, я имею ввиду народные фольклоры страны, у нас бесконечное множество вариантов. К этому наследию надо относиться очень бережно.

21 и 22 ноября премьера в МГИЭТ!

Дорогие зрители, приглашаем вас на премьеру в Московский историко-этнографический театр!

МГИЭТ, как всегда, выступает первооткрывателем забытого золотого фонда русской классики, и комедия Владимира Соллогуба займет видное место в здешней афише. Жанр пьесы – «пословица в лицах».Хозяин русского имения Грознов приглашает к себе двух литераторов для сочинения пьесы, которую сыграют в именины его супруги, и название этой пьесы должно быть определено именно пословицей. Имение же Грознова находится между Москвою и Петербургом, а стало быть, один литератор приглашён из Петербурга, а другой – из Москвы. Сие обстоятельство создаёт богатую почву для продолжения вечных культурно-идеологических споров между двумя столицами, а также между славянофильством и западничеством. Их ожидает много препятствий – в том числе в виде любовных приключений.

Эта комедия, пронизанная предчувствием театра, была как раз и написана для благотворительного спектакля на домашнем театре мецената А.Геллера.

21 и 22 ноября 19:00 «СОТРУДНИКИ, или ЧУЖИМ ДОБРОМ НЕ НАЖИВЁШЬСЯ» В.А.Соллогуб 12+

Режиссёр-постановщик: Мизюков Михаил Александрович

«РУССКИЙ ОСТРОВ» ПРОДОЛЖАЕТ СОЗЫВАТЬ ГОСТЕЙ

4 декабря в театре состоится традиционная «Фольклорная среда», на которой выступит Большой детский хор имени Виктора Сергеевича Попова. Этот легендарный хор давно прославился своим творчеством не только у нас, но и за границей. Неизменный многолетний участник ежегодных телевизионных проектов «Песня года», желанный гость на самых известных концертных площадках страны и зарубежья, коллектив, которому посвящали свои сочинения многие наши композиторы, хор, в исполнении которого вся наша страна вот уже пятьдесят лет слушает любимые детские песни. И сегодня Большой детский хор с гордостью носит имя своего основателя – Виктора Сергеевича Попова, сберегая и развивая его наследие.

Этот замечательный коллектив выступит на нашей сцене впервые и станет незабываемым театрально-фольклорным проектом «Русского Острова». В его исполнении прозвучат русские народные песни, которые наверняка соберут множество поклонников народного искусства.